Лотки теплотрасс: виды, размеры, применение
Одной из важнейших систем жизнеобеспечения жилых и общественных зданий, объектов производственного назначения является теплоснабжение, поэтому к первостепенным задачам проектирования и укладке теплотрасс относятся сохранность, а также возможность оперативного ремонта сетей. Важным мероприятием по обеспечению бесперебойной работы систем отопления становится укладка труб с теплоносителем в железобетонных лотках.
Содержание:
- сферы применения лотков
- конструктивные решения теплотрасс
- варианты конструкций лотков - марки и типы
- виды лотков (номенклатура)
- размеры лотков Л
- правила хранения и перевозки
- особенности продажи и доставки лотков
Применение железобетонных лотков теплотрасс
Существует несколько вариантов устройства железобетонных лотков, однако чаще всего применяется схема с лотком, смонтированным вверх полками и закрытым крышкой. Лотки тепловых сетей исполняют одновременно две важные функции:
- защитную: в качестве теплоносителя в трубах тепловых сетей идет чаще всего горячая вода с температурой выше 100°С и под давлением до 2,0 МПа. При порыве теплотрассы, уложенной в грунте, эта вода быстро промоет грунт и будет представлять значительную опасность для людей и транспортных средств. Если авария произошла в лотке, то горячая вода должна сначала наполнить лоток, что займет немало времени и позволит отключить аварийный участок;
- эксплуатационную: при ремонте трубы, уложенной в грунт необходимо извлечь большой объем грунта, чтобы найти место порыва и подготовить пространство для сварщика, который будет выполнять ремонт. При использовании лотков снимается только поверхностный слой грунта, лотки теплотрасс раскрываются и можно приступать к ремонтным работам. Восстановление благоустройства после завершения ремонта придется выполнять в обоих случаях.
С целью недопущения протечек воды в лотках прокладываются сети водоснабжения и канализации при их прокладке в просадочных грунтах.
Конструктивные решения теплотрасс
Тепловые трассы представляют собой весьма сложные инженерные сооружения. В местах присоединения к магистральной трубе сетей, ведущих к потребителям устраиваются тепловые камеры, где располагается распределительная арматура – задвижки, затворы, краны, позволяющая управлять сетями. Рядом с тепловыми камерами устраиваются дренажные колодцы, а непосредственно в камерах приямки, где собирается вода, вытекшая из трубы при порыве сетей и замене арматуры. Для стока воды каналам придается уклон 0,002%.
Между тепловыми камерами на расчетных расстояниях устраиваются П-образные компенсаторы, необходимые для восприятия температурных деформаций при нагреве и охлаждении трубопровода. В расчетных точках выполняются неподвижные опоры, фиксирующие трубу при температурных деформациях. Трубопроводы укладываются на катковые опоры, компенсирующие линейные перемещения трубы при нагреве и охлаждении.
Для сохранения характеристик теплоносителя на трубопроводы монтируется теплоизоляция – полуцилиндры из базальтовой ваты или пенополиуретана. Нередко для теплоизоляции труб используют мягкие минераловатные маты, которыми со всех сторон укрывается труба. Для защиты теплоизоляции выполняется поверхностный слой – стеклоткань при подземной прокладке и кожухи из оцинкованной тонколистовой стали – при наземной прокладке тепловых сетей.
Конструкция железобетонных лотков
Серией 3.006.1-2.87 предусмотрено несколько вариантов исполнения каналов и туннелей, которые могут использоваться для устройства теплотрасс:
- под автомобильными дорогами;
- под железными дорогами;
- вне дорог;
- в цехах.
Для этого существует несколько вариантов устройства каналов и туннелей из железобетонных лотковых элементов:
- КЛ – канал из лотков, перекрытых плоскими плитами;
- КЛп – канал из лотков, опирающихся на плиты;
- КЛс – канал из лотков сверху и снизу;
- ТЛ - туннели из лотков.
Большинство теплотрасс выполняется в исполнении КЛ - из железобетонных лотков, закрытых плоскими плитами. Эти каналы комплектуются железобетонными изделиями заводского изготовления:
- рядовыми лотками марки Л;
- угловыми лотками марки Лу;
- плитами перекрытия марки П.
Выпускаются также доборные лотки и плиты, лотки и плиты с отверстием.
Каналы рассчитаны на восприятие вертикальных эквивалентных расчетных нагрузок величиной от 3 до 15 тс/м2 без учета собственного веса конструкций.
Железобетонные лотки изготавливаются в металлических формах полками вниз из бетона класса прочности на сжатие (в зависимости от воспринимаемой вертикальной нагрузки) В15, В25, В30, В35, классом водонепроницаемости W2-W4. Армирование лотков выполняется сварными сетками и каркасами из стержневой арматурой классов А-I и A-III, а также проволоки класса Вр-I. Строповочные петли из арматуры класса А-I располагаются на днище лотка с наружной стороны и предназначены для выемки изделия из формы. Монтаж лотков предполагается с использованием специальных захватов, для чего в его стенках предусмотрены отверстия диаметром 40 мм.
Виды лотков теплотрасс (номенклатура)
Изготовление лотков теплотрасс на отечественных заводах стройиндустрии производится по рабочим чертежам, разработанным в серии 3.006.1-2.87. Лотки могут быть:
- рядовыми, проектным сечением, длиной 5970 мм (за исключением лотка Л22, длина которого равна 2970 мм);
- доборными, сечением аналогичным рядовым лоткам, но длиной 720 мм,
предназначенным для устройства примыканий к тепловым камерам, компоновки углов поворота и теплотрассы и др.; - угловыми, отформованными в опалубке рядовых лотков, но без части одной стенки для обустройства примыкания к другому лотку под углом 90° и местными утолщениями.
Кроме этого лотки выпускаются нескольких типоразмеров с различным армированием, обусловленных возможностью восприятия различных нагрузок, а также с дополнительными закладными элементами.
При устройстве теплотрасс важны два размера лотка: габаритный, по которому определяется ширина траншеи и соответственно объем земляных работ, а также внутренние размеры, позволяющие правильно разместить трубопроводы. В лотке должны располагаться трубы проектного диаметра с укрытой стеклотканью теплоизоляцией необходимой толщины, расположенные на определенном расстоянии друг от друга и от стенок лотка, что предусмотрено нормативной документацией с целью обеспечения возможности прохода по трассе ремонтного персонала.
Вес лотка необходим при выборе транспортных средств для доставки лотков на место, а также для определения требуемой грузоподъемности на расчетном вылете стрелы крана при погрузке – выгрузке и монтаже железобетонных лотков теплотрасс.
Размеры лотков
Марка лотка | Ширина, мм | Высота, мм | К-во типоразмеров | Вес лотка, тн |
||
Габарит |
Под трубы |
Габарит |
Под трубы |
|||
Л1 |
420 |
300 | 360 | 300 |
2 |
0,90 |
Л2 |
570 |
450 |
2 |
0,90 |
||
Л3 | 780 | 620 |
380 |
300 |
2 |
1,50 |
Л4 |
530 |
450 |
2 |
1,80 |
||
Л5 |
600 |
680 |
600 |
2 |
2,25 |
|
Л6 | 1160 |
1000 |
530 |
450 |
5 |
2,25 |
Л7 |
980 |
680 |
600 |
5 |
2.70 |
|
Л8 |
940 |
1000 |
900 |
4 |
3.90 |
|
Л9 |
900 |
1310 |
1200 |
4 |
5,10 |
|
Л10 | 1480 |
1300 |
550 |
450 |
5 |
3.30 |
Л11 |
1280 |
700 |
600 |
5 |
3,60 |
|
Л12 |
1240 |
1010 |
900 |
6 |
4.80 |
|
Л13 |
1200 |
1320 |
1200 |
5 |
6,30 |
|
Л14 | 1840 |
1600 |
570 |
450 |
6 |
4,65 |
Л15 |
1600 |
720 |
600 |
6 |
4,95 |
|
Л16 |
1580 |
1030 |
900 |
12 |
6,30 |
|
Л17 |
1540 |
1330 |
1200 |
12 |
7,50 |
|
Л18 |
1500 |
1640 |
1500 |
12 |
9,30 |
|
Л19 | 2160 |
1920 |
740 |
600 |
12 |
6,30 |
Л20 |
1880 |
1040 |
900 |
10 |
7,50 |
|
Л21 |
1840 |
1340 |
1200 |
12 |
8,85 |
|
Л22 |
1800 |
1640 |
1500 |
12 |
5,18 |
Складирование и транспортировка
Складируются лотки штабелями полками вниз. В каждом штабеле должны находиться лотки одной марки. Высота штабеля не должна быть более трех ярусов, но при этом не выше 2,5 м. Каждый последующий лоток должен устанавливаться на деревянные прокладки, расположенные на таком же расстоянии от торца изделия, что и строповочные петли.
Перевозиться железобетонные лотки могут автомобильным, железнодорожным, водным транспортом. При этом лотки должны укладываться на деревянные опоры и раскрепляться таким образом, чтобы исключить возможное их продольное или поперечное смещение.
Продажа железобетонных лотков теплотрасс
Центр комплектации строительства – ООО «УИК» был организован в 2009 году для комплексного обеспечения строек региона и объектов нефтегазового комплекса основными строительными материалами. Объемы поставок постоянно увеличивались и сейчас компания «УИК» стала одним из лидеров рынка Среднего Урала. Кроме этого, «УИК» имеет отлаженную схему доставки стройматериалов, конструкций и оборудования в малоосвоенные регионы российского севера, в районы освоения месторождений углеводородного сырья.
Среди продукции заводов стройиндустрии, предлагаемых ООО «УИК» - железобетонные лотки теплотрасс в широком ассортименте (в наличии лоток Л7-8/2), которые компания предлагает по весьма выгодным ценам, а при необходимости и с доставкой изделий на площадку покупателя автотранспортом поставщика.